Контуры в рисовании

Линии — это основа контура, они позволяют четко выделить объект из фона и добиться гармоничности и уравновешенности в рисунке. Важно, чтобы линия контура не выглядела схематично и шаблонно, поскольку в этом случае она может отделить предмет от фона, и он будет выглядеть плоским. Вот несколько примеров, показывающих, как следует играть с линиями и их использованием.

 

Важность контура

Внешний вид предмета и его интерпретация художником определяют вид контурных линий, показывающих изменение характера поверхности. При правильном использовании контура можно увидеть трехмерность формы, а также текстуру ее поверхности.

 

Контуры в рисовании карандашом

Если вы хотите четко отделить предмет от его фона, надо подчеркнуть линии контура. Это может сопровождаться нанесением некоторого количества штриховки вокруг предмета, чтобы добавить тон.

 

Контуры в рисовании карандашом

На этом втором примере линии не выглядят непрерывными или однородными. Изменение яркости и толщины линий помогает более точно передать объемность предмета. Белые участки линий показывают изменения нажима и помогают показать объем.

 

Важность линий для композиции

Линии играют важную роль в создании контура, так что не следует забывать об их важной роли в композиции рисунка. В самом начале работы нужно тщательно изучить предмет и решить, какими будут основные линии и как они будут определять структуру и ритм рисунка.

 

Контуры в рисовании карандашом

Этот набросок пейзажа ясно показывает зигзагообразность композиции. Здесь яркими и жирными линиями выделены те контуры, которые имеют наибольшее значение в композиции, потому что именно они будут определять визуальный порядок этого рисунка.

 

Линии внутри формы

Чтобы увеличить визуальную и эмоциональную привлекательность предмета, проведите несколько поперечных контурных линий, которые описывают выдвижение вперед или уход назад различных его частей, а также их особые характеристики и текстуры.

 

Контуры в рисовании карандашом

Линии внутри внешних контуров предмета обычно менее яркие, чем внешние контуры. Они обеспечивают информацию о декоративных свойствах, текстуре или тоне изображаемого предмета.

 

Контуры в рисовании карандашом

Часто советуют рисовать предмет так, как если бы он был прозрачным. Это означает, что вы также должны нарисовать внутренние контурные линии, которые при обычных условиях были бы скрыты от зрителя. Этот метод лучше всего применять при рисовании объектов, имеющих правильную геометрическую форму.

 

Разрыв контура

Когда мы рисуем, используя линии, не следует ограничиваться рисованием только контуров форм. Некоторые методы не предполагают рисования контуров, вместо этого делается упор на текстуру и воздушность рисунка.

 

Контуры в рисовании карандашом

Когда пейзаж рисуется неровными, колеблющимися линиями, которые делают контуры объектов менее четкими, составляющие его формы становятся свободными от контурных линий и соединяются с фоном, благодаря чему возникает более сильное ощущение движения.

 

Сельский пейзаж, нарисованный линиями

Контуры в рисовании карандашом

Контуры первого объекта нарисованы легкими движениями кончика графитового карандаша 2В, как бы порхая по бумаге. Рисуя, следует добавить штриховку из параллельных линий, а там, где тон должен быть темнее, нужно просто сильнее нажимать на карандаш.

 

Контуры в рисовании карандашом

Более решительными линиями мягкого графитового карандаша 4B обозначаются границы форм объектов. Тени на фасадах здания рисуются рядами жирных линий, нарисованных плоской стороной грифеля.

 

Контуры в рисовании карандашом

Рисуя различные предметы, следует варьировать давление на карандаш. Если нужно, обведите линии контуров каждого предмета, чтобы более четко определить его форму.

 

На этом линейном рисунке изображены различные предметы, составляющие сельский пейзаж. Линии здесь создают контур каждого элемента рисунка. Легкая штриховка на затененных участках создает пространственный эффект.

 

Сельский пейзаж, нарисованный линиями

Различные плоскости отделяются одна от другой при помощи изменения давления на карандаш и направления штриховки, заполняющей области тени. Стены окрашены с помощью вертикальных линий, а растительность изображается здесь линиями самого разного вида. Белый цвет бумаги обозначает участки поверхности, ярко освещенные солнцем.

 

Сельский пейзаж, нарисованный линиями

Небо следует заштриховывать очень бережно, легкими диагональными линиями, оставляя незаштрихованные участки облаков.

 

Контуры тени

Необходимость привести в соответствие линии и тени порождает новые методы, которые позволяют подчеркнуть линейный рисунок с помощью обширной тени, выделяя штрих на фоне белой бумаги. Таким образом, можно подчеркнуть тонированием границу в виде линии, показывая ее однородность, упругость и контрастность.

 

Сочетание тонирования и линий

По мере выполнения упражнений, применения на практике линий и техники тонирования, а также использования различных материалов и инструментов для рисования, у вас возникнет желание сочетать различные изученные приемы. Несмотря на то, что каждая техника эффективна сама по себе, в своей работе можно одновременно использовать оба подхода для достижения более убедительного результата, особенно при работе с тоном, текстурой или при рисовании деталей.

 

Контуры в рисовании

 

Ниже предлагаем вам потренироваться самостоятельно на приведенных примерах. Материалы для упражнения: угольный карандаш и палочка серой пастели.

 

Первые контуры

Предварительный рисунок выполнен линиями, нарисованными быстро и просто. Над ними следует наметить первые тени. Тонирование производится широкими серыми линиями, которые придают предмету устойчивость.

 

Контуры в рисовании

Поверх предварительного рисунка можно нанести контуры архитектурных сооружений, используя яркие линии, сделанные угольным карандашом.

 

Контуры в рисовании

Первые тени наносятся на ступени с помощью палочки серой пастели, каждая линия наносится над расположенной ниже затонированной области. Тот же вид тонирования используется для отрисовывания других областей, где черные линии не требуются. В данном случае линии надо рисовать кусочком серой пастели, двигая им вдоль тени.

 

Контуры в рисовании

Теперь, взяв палочку серой пастели и используя ту же технику, можно перейти к фасаду церкви. Крыльцо изображается серией широких линий, которыми рисуется и готическая арка. Так же оформляем и окно с переплетом в виде розы, хотя здесь тонируется только верхняя часть круга, а нижняя остается белой, потому что она светлее.

 

Важность синтеза

При синтетическом тонировании используется степень яркости светлых и темных тонов для создания областей, которые дополняют информацию, сообщенную линиями. Важно сочетать и упрощать формы, а не пытаться изобразить их скрупулезно точно. В идеале желательно нарисовать несколько неопределенных прямых линий и некоторые тени, которые помогут их определить.

 

Контуры в рисовании

Начните рисовать фасад здания слева, используя серую пастель и нанося ею короткие штрихи, воспроизводящие текстуру кирпича. Для достижения нужного эффекта необходимо сделать всего несколько штрихов. Деревянные балки крыши изображаются широкими линиями, выполненными угольным карандашом.

 

Контуры в рисовании

Широкие темные линии между балками крыши и фасадом церкви подчеркивают объем этих зданий. Чтобы подчеркнуть какие-то тени или детали на фасаде, снова используются линии.

 

Контуры в рисовании

Фасад сначала рисуется с помощью широких затонированных областей и отдельных неопределенных линий. Балконы нарисованы несколькими параллельными линиями, а выдающаяся часть крыши подчеркнута серой штриховкой.

 

Контуры в рисовании

Рисунок начинается с очень легких штрихов угольной палочкой. После стирания лишнего угля хлопчатобумажной тканью рисунок обводят угольным карандашом.

 

Контуры в рисовании

Можно показать края теней, создав линию границы широкой полосой тени так, чтобы линии и области разного тона составляли единое целое.

 

Контуры в рисовании

Не обязательно очерчивать все формы черными линиями. Чтобы сделать рисунок более интересным, лучше оставить некоторые участки незамкнутыми и незаконченными, без достаточно четких линий.