Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

После нескольких дождливых месяцев в мой дом заглянул солнечный луч и разрушил иллюзию гладкости и чистоты. Проступили мелкие формы: царапины на полу, сколы и трещины в стульях и парящие в воздухе крошечные клубочки пыли — кошмар домохозяек и отрада художников. Они не любят холодной безупречности и, не обращая на нее внимания, изучают падающий на форму свет. Текстура оживляет предметы и создает атмосферу. Вера в неповторимость всех мельчайших элементов и их уникальность в каждый момент — основа объемного рисунка.

 

В предыдущих статьях мы рассматривали виды линий и крупные формы, составляющие фундамент композиции. Мы изучали тон в виде абстрактных пятен. Теперь мы всё это объединим и перейдем к конкретике.

 

Я художник крупных форм и темных контуров и общее впечатление ставлю выше деталей. Поэтому в студенчестве мне сложно давалась многочасовая моделировка тона (она позволяет создать объемный рисунок). Едва уловимые градации в области средних тонов трудно заметить, а люди, не имеющие отношения к искусству, их и вовсе не видят. Я долго училась неспешному и внимательному изучению тонов натуры. Без тональной растяжки на рисунке не будет иллюзии объема, и чем она плавнее, тем реалистичнее изображение.

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Эллен Ишем Шутт. Лимон. 1907. Бумага, акварель. Размер неизвестен. Собрание помологических акварелей Министерства сельского хозяйства США, коллекция редких экспонатов Национальной сельскохозяйственной библиотеки

 

Моделировка формы

Художники чаще всего выбирают классическую схему освещения: сверху и под таким углом, чтобы осветить две трети предмета и одну треть оставить в тени. Такой вариант предпочтительнее света спереди, когда почти не видно падающих теней, и контражура, погружающего предмет в тень (за исключением освещенного края). Свет снизу кажется зловещим, поскольку меняет привычный вид предметов: высветляет тени на нижних плоскостях и погружает во мрак верхние. В искусстве допустимо любое освещение, но учиться предпочтительнее с классическим, так как оно лучше всего подчеркивает форму предметов.

 

К созданию объема можно приступать, когда тональные пятна распределены и заштрихованы светлым тоном, как описано в предыдущих статьях. Теперь мы будем заниматься углублением тонов.

 

Моделировка формы требует усидчивости и умения воспроизводить тонкие светотеневые переходы. Полутонами показывают сломы формы; чем их больше на поверхности, тем круглее она кажется. Объем показывает разницу между шаром и кругом, портретом и игральной картой. В упражнениях к этой статье углубляйте тон шаг за шагом, слоями, и ваше терпение будет вознаграждено. Объемный рисунок — воплощение любви к весу предметов и неповторимым мелочам, которые мы видим каждый день. Воистину, как сказала Мэри Оливер: «Внимание — начало преданности».

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Джордан Сокол. Манекен, 1925. 2017. Тонированная вручную бумага, угольный карандаш и мел. 74,3x72,4 см

 

Классическая схема светотени и тональная шкала

Художники часто пользуются тональной шкалой. Это ряд или колонка квадратов разных тонов, от белого до черного. Они приблизительно соответствуют градации тона от света к тени через полутона.

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Тональная шкала из девяти тонов. Попробуйте повторить ее

 

Белый — это блик, сияющая точка на предмете. Следующие несколько квадратов показывают переход тона на освещенной области предмета от света к локальному цвету (средний тон при обычном освещении). Далее следуют полутона части предмета, отвернутой от света. Тон слома формы — самой темной части тени — находится на темном конце шкалы и зависит от тона самого предмета. Еще ближе к черному должен быть темный акцент под предметом и иногда в падающей тени. Конечно, это схема для идеальных условий. В реальности полутона обусловлены направлением света, цветом предмета и окружающей обстановкой.

 

Выполняйте тональную шкалу не торопясь. Не пытайтесь с первого раза идеально повторить образец. Постепенно наслаивайте штрихи карандашом или углем, создавая насыщенный, выверенный, равномерный тон. Один и тот же квадрат кажется светлее или темнее в зависимости от того, с чем его сравнивать. Эта оптическая иллюзия называется «симультанный контраст».

 

Полезно знать термины классической схемы светотени. Попробуйте найти эти тона на других рисунках в этой статье.

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

А. Блик

Б. Свет

В. Светлый полутон (полусвет)

Г. Темный полутон (полутень)

Д. Слом формы

Е. Тень

Ж. Рефлекс

З. Темный акцент

И. Падающая тень

 

Рисуем сферу

Изобразите сферу на соседнем чистом листе. Начните с круга. Добавьте полумесяц слома формы и горизонтальную линию края стола. Покройте собственную и падающую тени сферы светлым тоном. На третьем этапе, как показано на образце, моделируйте полутона в направлении, перпендикулярном слому формы. Самым светлым местом останется блик. Завершите рисунок детальной проработкой полутонов. Фон можно оставить незакрашенным.

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Дэмьен Лидс. Сфера. 2010. Бумага, уголь. 20,3x25,4 см. «Мастерская Аристид»

 

Объемный рисунок

Скопируйте рисунки ниже, используя знания, полученные в этой статье. Сначала тонкими линиями выполните компоновку, затем разметьте тона. Можете работать с натуры: положите перед собой яблоко, грушу или яйцо и осветите одним источником.

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Грейс Флотт. Яблоко. 2018. Бумага, графит. 20,3x25,4 см. «Мастерская Аристид»

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Робин Уорнер. Яйца. 2017. Бумага, графит. 20,3x25,4 см. «Мастерская Аристид»

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Карен Пул. Груши (фрагмент). 2017. Бумага, графит. 20,3x25,4 см. «Мастерская Аристид»

 

Объемный рисунок карандашом с помощью моделировки и светотени

Здесь скопируйте отдельно контур и законченный рисунок ноги ребенка из книги Шарля Барга. Вы также можете начать с контура и довести его до готового рисунка. Шарль Барг. Нога ребенка, вид сзади. Литография. Из книги Drawing Course, вклейка I, № 26. 71,1x61 см. «Мастерская Аристид»