Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Рисунок может быть выполнен исключительно линиями или только тонированием, но при сочетании обеих техник изображение начинает напоминать изображаемую модель. Особенно приятно рисовать светлые и темные области на куске ткани с помощью линий, выполненных кончиком угольной палочки — при достаточно логическом подходе к свету это позволяет художнику сделать объект трехмерным. Другими словами, светлые и темные участки должны определяться в зависимости от положения источника света.

 

Ниже предлагаем вам потренироваться самостоятельно на приведенных примерах. Материалы для упражнения: тонкая и толстая угольные палочки, хлопчатобумажная ткань или бумажное полотенце.

 

Уточнение форм

Делая свободный, простой набросок предмета, гораздо легче изобразить складки на ткани. Не пугайтесь, рисуя серию складок, сложным переплетением множества изогнутых линий. Постарайтесь увидеть их основные формы, так как одна или две основные складки определяют положение остальных.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Можно представить себе эскиз как простой контур без каких-либо областей тени, нарисованный кончиком угольной палочки, почти без нажима. Набросайте основные складки ткани и положение лампы.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Начинайте заполнять первую тональную область только после того, как будет сделан эскиз в линиях. Используя угольную палочку, начинайте интенсивное тонирование, покрывая углем фон.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

При использовании древесного угля в рисунках, где одинаково важны и линии, и тени, лучше всего работать палочками угля разной ширины и мягкости.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Вот правильный способ держать угольную палочку при работе над эскизом большого размера.

 

Изображение складок и морщин

При рисовании теней в складках ткани очень важно знать направление источника света. Контраст между светлыми и темными областями помогает придать форму каждой складке. Внимательно изучите направление света и расположите все тени с противоположной стороны от источника света — лампы.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Постарайтесь воссоздать форму каждой из темных теней, скрытых в складках ткани. Нет необходимости точно выстраивать складки и их тени, более интересно изобразить ткань в схематичном стиле.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Остальную часть ткани покройте штрихами средних тонов, которые затем растушевываются рукой. Чтобы правильно нарисовать складки, следует сделать тени темнее и сохранить светлые «гребни», оставляя нетронутыми наиболее светлые участки, ярко освещенные светом лампы.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Тонирование средними тонами становится более плотным, что делает светлые участки еще более светлыми. Это помогает более точно расположить складки с точки зрения света, источник которого расположен вверху слева.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Когда вы наносите древесным углем на область тени новые штрихи, лучше всего слегка потереть бумагу рукой, чтобы смешать частицы древесного угля и убрать выраженные линии.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Лучший способ рисования складок — отметить края областей тени, а затем заполнить их серым или градуированным тоном.

 

Причудливо переплетающиеся линии

Теперь пришло время включить в рисунок линии. Линейные штрихи должны быть плотными и яркими. Линии выполняют объединяющую и декоративную функцию. Изогнутые и волнистые линии направляют взгляд зрителя по поверхности картины, подчеркивая края складок.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Начиная с нижней части листа бумаги, кончиком палочки древесного угля выполните сильные, темные штрихи, описывающие форму складок. Следует окружить наиболее яркие тени изогнутыми линиями, которые подчеркнут внутреннее движение каждой складки.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Линии следует выстраивать в соответствии с их внутренним ритмом, показывая волнистость ткани. В некоторых случаях стоит даже преувеличить кривизну изгибов в причудливо изогнутых линиях или завитках, чтобы обеспечить ощущение прочности декоративному элементу. Обратите внимание на изменение направления линий и на то, как они подчеркивают светлые или темные области каждой складки.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Углем можно свободно рисовать волнистые линии. Размашистые движения кисти руки делают линии более энергичными и полными жизненной силы.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Если на заключительном этапе вы хотите добиться большего контраста между светлыми и темными гребнями складок, вам следует создать несколько участков белого цвета с помощью резинки-клячки.

 

Переходы света в рисовании: тонирование складок ткани

Что касается последних деталей, то несколько светлых участков создается с помощью резинки-клячки. Хотя важно рассматривать рисунок в целом, необходимо также внимательно наблюдать за изменениями тона при рисовании различных элементов. Рисунок Эстер Олив Де Пуиг.

 

  1. В тех областях, где присутствие света более очевидно, линии исчезают, чтобы не влиять на качество этого света.
  2. Эффект от свешивающегося со стола края скатерти становится очевидным из-за изменения тона — это выглядит как легкое, постепенное изменение тона.
  3. На участках среднего тона пигмент распределен очень неравномерно. В некоторых случаях можно даже увидеть следы отпечатков пальцев.