Построение фигуры человека

Начать с самого впечатляющего, лучшего, интересного и наиболее точно описывающего модель; сохранять этот замысел на протяжении всей работы; не обращать внимания ни на что другое; не отклоняться ни на шаг; изображать то, что видишь.

Робер Анри. Дух искусства

 

Результат построения — обобщенная форма, нарисованная прямыми линиями и показывающая композицию сюжета. Если изначально посвятить достаточно времени тому, чтобы добиться максимального сходства без деталей, законченный рисунок будет во много раз точнее.

 

Построение фигуры человека можно сравнить с конструированием здания. Архитектор начинает с общей формы, а потом переходит к более мелким — работает от общего к частному. Для завершения первого этапа достаточно нескольких главных композиционных линий — движения и построения, но они должны передавать сходство и динамику позы. Упрощайте и не вдавайтесь в подробности. Если первые пять-шесть линий не точны, дальнейшие штрихи только усугубят непохожесть.

 

В анализе рисунка Джона Сингера Сарджента наверху показана линия движения — размашистая дуга. Ниже добавляются детали: каркас рисунка из прямых штрихов, описывающих пропорции и рельеф руки. На нижнем оригинальном рисунке все это объединилось в реалистичное изображение: динамика дуги, точность линий, легкое скругление и моделировка тона.

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Овидио Картахена. Анализ работы Джона Сингера Сарджента «Набросок к картине “Небеса”». 1903. Бумага, уголь. Размер неизвестен. Бостонский музей искусств

 

Построение фигуры на примерах

Сначала прямыми покажите расположение и наклоны главных линий. Представьте, что вам дали зубочистки вместо карандаша и вам нужно разложить их на листе. Так можно достаточно точно показать пропорции и позу, но без деталей. Это и есть цель первого этапа. Художник XIX века Дэниел Паркхерст писал: «Хорошая работа всегда идет от общего к частному, от пятна к детали. Запомните этот фундаментальный принцип, применимый к разного рода деятельности».

 

Ранее мы обсуждали эмоциональную роль линии движения. Теперь обратимся к роли прямых линий в соблюдении точности при построении. В великих работах все линии взаимосвязаны. В конце этого этапа у вас получится каркас с упрощенным контуром. Сейчас важно заложить прочную основу для точного рисунка.

 

На рисунке ниже слева приведена иллюстрация построения, а справа — законченный вариант. Видите тонкую центральную линию от плеч до основания? Она задает расположение элементов по вертикали. Теперь посмотрите на горизонтальные линии плеч, грудной клетки, подвздошных костей и низа ягодиц. Они обеспечивают пропорциональное и соответствующее позе соотношение левых и правых сторон элементов. И наконец, обратите внимание на спрямленные контуры торса и форму теней.

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Робин Вернер. Копия работы Шарля Барга. Бумага, уголь. Из учебника Шарля Барга Cours de dessin, вклейка 1, № 56, 1866-1871

 

Для каркаса фигуры используйте только прямые. Это эффективнее: пока нас интересует общее направление контуров. Определите размер будущего рисунка. Иллюстрации копируйте в масштабе 1:1.

 

Проведите тонкую вертикальную линию для контроля баланса фигуры. Посередине поставьте черточку. У стоящей фигуры здесь чаще всего будет низ тазовой кости, в этом месте она сгибается в тазобедренных суставах.

 

Горизонтальные линии проще найти на фигуре с помощью карандаша или шпажки. Проведите линию наклона плечевого пояса по ключицам.

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Анализ Гарольда Спида из книги Practice and Science of Drawing («Практика и наука рисования»), Dover Publications, 1972

 

Линия, соединяющая тазобедренные суставы, покажет наклон таза спереди (в ракурсе сзади она проходит через крестец). Чтобы определить угол наклона головы, посмотрите на центральную линию от лба до подбородка и ее угол с линией глаз. В конце найдите силовые линии опорной ноги.

 

В поиске главных линий игнорируйте незначительные изгибы и берите усредненное направление. Прикладывайте шпажку параллельно контурам фигуры и смотрите, куда она наклоняется. Для создания каркаса фигуры обращайте внимание на кости скелета, проходящие прямо под кожей и не спрятанные под толщей мышц: ключицы, гребни таза и т. д.

 

Разметив основные массы, найдите главную линию движения, идущую от ног по грудной клетке к голове. У вас получится несколько линий или форма, напоминающая воздушного змея. Этого достаточно для наброска силуэта.

 

Вот этапы рисования фигуры, от общего к частному:

 

  1. Отметьте верхнюю, нижнюю и боковые границы расположения фигуры на листе.
  2. Найдите обобщенный силуэт позы, линию движения и наклон головы, плечевого пояса и таза. Проведя первые линии, скорректируйте их до достижения внешнего сходства (интуитивно, ничего не измеряя).
  3. Нарисуйте общий контур тела.
  4. Показав масштаб, пропорции и позу и убедившись в их точности, ищите более мелкие формы.

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Кеньон Кокс. Эскиз скульптуры. Ок. 1896. Бумага, графит. Библиотека Конгресса

 

Со временем эти этапы сольются в один и вы легко будете переключаться от силуэта к каркасу позы и обратно.

 

Практика построения фигуры

Скопируйте рисунок Дега. Отметьте верхнюю и нижнюю границы расположения фигуры и середину высоты роста. Ищите главные направляющие, описывающие позу.

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Эдгар Дега. Стоящая обнаженная, рисунок с натуры. Ок. 1856-1858. Бумага, карандаш. 29,1 х21,8 см. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун.

 

Наклоны и повороты

Бледными линиями повторите эти два этапа определения линий наклонов и поворотов фигуры.

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Сэмюэл Ханг. Мужская фигура (Майкл). 2011. Бумага, графит. 59,7x45,7 см

 

Измерения

В эпоху Ренессанса обнаженная натура оказалась в центре внимания. Известные художники изучали фигуру человека, стремясь найти закономерности пропорций, и копировали классические греко-римские скульптуры. Так появились каноны изображения архетипических форм, сохранившиеся до наших дней.

 

Художники Ренессанса понимали, что стандарты пропорций тела не обязывают рисовать идеальных людей. Это эталон, позволяющий оценить, насколько человек соответствует ему или отличается от него. Что интересно, модели по сей день соответствуют вековым канонам. Внизу, например, приводятся пропорции руки художника немецкого Ренессанса Альбрехта Дюрера. Моя левая рука выглядит точно так же, вплоть до искривления среднего пальца. Рисуя руки, я внимательно проверяю соответствие пропорциям и подмечаю много индивидуальных черт.

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Альбрехт Дюрер. Левая рука Дюрера. 29,4x28,8 см. Публикация из The Dresden Sketchbook («Дрезденский альбом»), Dover Publications, 1972

 

На одном вдохновении шедевры не создаются. Для объективности взгляда и точности изображения необходимы измерения. Есть разные способы их выполнения, но все они нужны для того, чтобы проверить, насколько точно части рисунка соотносятся с целым и с натурой.

 

В случае копирования проще проводить измерения, если копия равна оригиналу по размеру. Приложите к измеряемому отрезку карандаш и сравните. Если на оригинале элемент, скажем, 10 см в ширину, на копии он должен быть такой же ширины. Правильность размеров и пропорций подтверждает, что вы на верном пути.

 

Если копия и оригинал разного размера, есть другой способ измерения. Возьмите за единицу, например, высоту головы и подсчитайте, сколько раз она укладывается в полный рост. Предположим, на оригинале от подбородка до пупка две головы, а на вашем рисунке три. Значит, вы где-то ошиблись. Еще можно сравнивать размеры отдельных элементов, например высоту головы и длину стопы.

 

Чтобы определить пропорции живой модели, возьмите карандаш и, держа его перпендикулярно полу, вытяните руку и закройте один глаз (левый, если держите карандаш правой рукой, и наоборот). Совместите верхний кончик карандаша с макушкой, а большой палец вытяните до уровня подбородка. Это и будет ваша единица измерения — высота головы. Отложите одну высоту головы от подбородка вниз. Что находится на уровне ногтя большого пальца (обычно это соски)?

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Альбрехт Дюрер. Пропорции тела ребенка. Из издания Hierinn sind begriffen vier BGcher von menschlicher Proportion («Четыре книги о пропорциях тела человека»), 1532, 1534

 

Потом попробуйте измерить, сколько голов укладывается в ширину плеч. Выравнивание элементов по вертикали (например, находится ли голова над стопой) проверяют отвесом — веревкой с привязанным грузом.

 

Однажды я слышала, как скрипичный мастер сказал подмастерью: «Не спеши, надо срочно доделать». Он имел в виду, что быстрейший способ закончить работу хорошо и без ошибок — действовать не торопясь. На стадии измерений рисунок продвигается медленно из-за постоянных проверок и перепроверок. Не спешите, заканчивать работу за один сеанс вас никто не заставляет. Проверяйте выравнивание по горизонтали и вертикали и углы наклонов, чтобы не осталось ошибок. Постепенно вы натренируете глаз и разовьете интуитивное чувство пропорций, тогда эта стадия пойдет быстрее.

 

Определите пропорции

Посмотрите на рисунок Леонардо да Винчи и отметьте рассчитанные им пропорции. Сначала нарисуйте квадрат (его стороны касаются носа, затылка, макушки и подбородка). Обратите внимание, как да Винчи поделил голову на трети: от подбородка до основания носа, от основания носа до бровей и от бровей до линии роста волос. Остальные пропорции найдите самостоятельно.

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Леонардо да Винчи. Мужская голова со схемой пропорций (фрагмент). Ок. 1490. Перо и тушь. 27,9x23,3 см. Галерея Академии, Венеция, Италия

 

Упражнения на измерения

На рисунке снизу и на следующем подсчитайте, сколько раз голова укладывается в высоту фигуры. Скопируйте рисунок. Сначала разметьте верхнюю, нижнюю и боковые границы фигур и середину их высоты. Дальше рисуйте на глаз, а потом проверьте себя измерениями.

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Кеньон Кокс. Эскиз обнаженной Физики. Ок. 1896. Бумага, графит. Размер неизвестен. Библиотека Конгресса

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Кеньон Кокс. Эскиз обнаженной Ботаники. Ок. 1896. Бумага, графит. Размер неизвестен. Библиотека Конгресса

 

Построение фигуры человека: этапы, измерения и определение пропорций

Огастус Винсент Тэк. Без названия. 1984. Бумага, уголь. 61x38,1 см. Изображение предоставлено Художественной лигой студентов Нью-Йорка