Рисование каракулями

Неровные линии и каракули — хороший способ использовать в одном и том же рисунке линии разной формы. Такой рисунок следует рисовать интуитивно, как если бы это был мимолетный набросок. Многие художники используют эту технику, когда хотят сделать свою работу более эмоциональной и смелой. Кроме того, это просто весело!

 

Наброски каракулями

Эта техника требует скорости и хорошего контроля над линиями. Чтобы разобраться, как выполнять такие рисунки, давайте рассмотрим наиболее часто употребляемые виды штрихов.

 

Извивающаяся линия

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Когда мы рисуем каракули, следует контролировать давление карандаша на бумагу. Для этого можно нарисовать прямоугольник и попрактиковаться в создании градиента тона, используя расположенные одна рядом с другой линии, при рисовании которых давление на грифель снижалось по мере продвижения справа налево.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Также полезно попрактиковаться в выполнении энергичных мелких завитков-точек, которыми можно создать градиент так же, как и в предыдущем случае.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Пожалуй, спираль — это элемент, наиболее тесно связанный с каракулями. Градиент с их помощью следует создавать, рисуя кончиком карандаша, наклоненным под углом к бумаге, небольшие округлые фигуры и двигая карандаш неровными, вихляющимися штрихами.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Мы рекомендуем начать рисовать каракули, применяя различное давление к карандашу и выполняя тонкие и широкие линии. Делать это нужно одной непрерывной линией, то есть не отрывая карандаша от бумаги.

 

Рисуйте быстро

Художники нередко вынуждены делать наброски очень быстро, особенно когда изображаемый объект движется. Техника использования каракулей помогает решить эту проблему. Кроме того, извивающиеся жирные линии помогают предположить действие и движение.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Быстрое движение людей на велосипедах заставляет зарисовывать их всего за несколько секунд. Хотя здания на заднем плане можно затем спокойно нарисовать со всеми деталями, они должны быть нарисованы с той же скоростью, что и люди, чтобы сохранить ощущение единства.

 

Полезность каракулей

Каракули — это личные визуальные заметки, которые помогают нам развить способность быстро определять предмет и усовершенствовать различные техники рисования линиями. Нет необходимости создавать тщательно отделанные, подробно описывающие предмет формы или давать объяснения, что представляют собой эти фигуры. Скорость и выразительность торжествуют над академизмом.

 

Создание наброска предмета

Теперь, выполнив предыдущие упражнения, можно начать рисовать реальный предмет и развивать технику выполнения каракулей как способ делать наброски. Самый важный аспект этой работы заключается в том, чтобы уловить суть предмета, динамично и уверенно изобразить его, не обращая внимания на пропорции или детали.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Большинство эскизов непонятны даже их авторам. Однако, поскольку художники обладают зрительной памятью, дополняющей рисунок, несколько линий или несколько областей тени могут восстановить в сознании художника яркое впечатление от всей сцены.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Эта техника также очень полезна при рисовании пейзажей. Нужно только помнить, что близко расположенные объекты следует рисовать более яркими линиями, а те, которые находятся на расстоянии, должны оказаться более светлыми.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Каракули позволяют перенести образ предмета на бумагу посредством записи физических движений, сделанных очень быстро. Чтобы изобразить простой натюрморт, необходимо нарисовать всего несколько округлых фигур, переплетенных непрерывной линией.

 

Рисование каракулями на примере городского пейзажа

Колеблющаяся линия

На первом этапе мы будем работать с колеблющейся линией — она сделает первый набросок более решительным и смелым. В результате получится рисунок, хотя и неровный, но более эмоциональный и декоративный, он будет лучше сочетаться с последующим использованием каракулей. Материалы для упражнения: светло-коричневый карандаш, темно-коричневый карандаш, ластик.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Рисунок собора выстраивается посредством наложения прямоугольных геометрических форм, чтобы добиться четкости конструкции и правильности углов и пропорций. Используя различные диагонали, обозначим перспективу. На этом этапе работы будет использоваться светло-коричневый карандаш.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

При рисовании фасадов будет прикладываться большее давление на кончик карандаша. Фигуры и конструктивные элементы следует рисовать автоматически, не отрывая карандаша от бумаги. Несмотря на то что этот рисунок может выглядеть топорным или небрежно выполненным, в нем присутствует определенная степень точности.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Изображение архитектурных деталей может быть столь же захватывающим процессом, что и рисование зданий. Окна, арки и контрфорсы также представляют собой интересный композиционный ресурс (рама в раме). На этом этапе работы использовался темно-коричневый карандаш.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

В первоначальном эскизе были использованы линии, сделанные художником интуитивно. В этом рисунке спонтанность является следствием энергичных движений рук художника, которые придают линиям ритм и динамизм.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Чтобы изогнутые линии были достаточно выразительными, не следует использовать линейку. Рисунок от этого только выиграет, станет более выразительным и эмоциональным.

 

Структура и детали

Рисунок любого здания, каким бы сложным он ни казался, можно свести к серии небольших блоков и цилиндров. После того, как вы нарисуете каркас здания, постепенно вводите архитектурные детали, в данном случае готические.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Продолжайте работать снизу вверх, сильно нажимая на грифель коричневого карандаша, пока не будут нарисованы все детали собора. У окон, контрфорсов, башенок и лепнины большое количество деталей, но чтобы передать очарование этих архитектурных особенностей, следует больше доверять своей интуиции, а не дотошно проверять каждый штрих.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Слегка наклоненным кончиком темно-коричневого карандаша подчеркните вертикальность здания и контуры контрфорсов, подпирающих обе башни. Затем следует легко и равномерно нанести на бумагу каракули.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Количество каракулей все увеличивается, они вторгаются на фасад собора. Волнистые, повторяющиеся и извивающиеся линии покрывают поверхность первоначальным тоном весь фасад за исключением светлого участка на одной из башен. Некоторые из этих линий доходят до области неба.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Для того чтобы нарисовать каракули, нужно слегка наклонить кончик карандаша — это позволит избежать избыточного давления и в то же время предотвратит образования слишком светлых участков линии.

 

Создание теней каракулями

Поверх ранее нарисованной структуры нарисуйте взаимосвязанные штрихи. Из этих запутанных линий возникает форма. Каракули, выполненные коричневым карандашом, заполняют контуры, создавая ощущение текстуры поверхности.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

При рисовании каракулей давление на карандаш постоянно увеличивается, благодаря чему тон рисунка постепенно становится все темнее и темнее, а спутанные линии каракулей начинают выделяться на фоне более светлого неба.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Быстро зарисовывайте волнообразными линиями более темные участки фасада собора. Кое-где, благодаря более коротким и медленным движениям, участки более сложных тонов будут выступать из областей тени на здании. Чтобы каракули не закрыли структурные линии, подчеркните их, сделав более яркими и заметными.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Мы решили затемнить фасад собора, чтобы был виден четкий контраст его тона с цветом группы домов на переднем плане. Многие из этих каракулей идут по контуру здания и постепенно перетекают в небо.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Использовать каракули несколько рискованно, но обычно они все же выполняются под определенным контролем, что отличает их от линий, нарисованных случайно.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Чтобы добиться непрерывности извивающихся линий, следует точить кончики карандашей чаще, чем обычно. Единственные толстые линии, которые должны быть на рисунке, — это контуры здания.

 

Рисование каракулями: техника бессознательного рисунка

Используя яркие каракули с крупными завитками, заполните темным тоном пустые проемы дверей и окон, а также крыши домов. Асфальт улицы зарисован с отчетливой градацией тона, достигаемой наложением извивающихся линий, которые находят на основание здания. Из этого переплетения линий возникает очень выразительный законченный рисунок со слегка размытыми очертаниями. Рисунок Габриэля Мартина.

 

Фрагмент 1. Каракули состоят из множества изгибающихся, закрученных линий, являющихся результатом хаотичного движения коричневого карандаша по бумаге.

Фрагмент 2. Если, используя каракули, вы хотите добиться ощущения объема, следует сделать более четкими и чистыми пятна солнечного света на фасаде, чтобы они могли контрастировать с областями, оказавшимися в тени.

Фрагмент 3. Фасады на переднем плане почти не проработаны — таким образом им не позволяют доминировать в замысловатом дизайне архитектуры собора, который и является главным элементом этого рисунка.