С чего начать учиться рисовать карандашом

Постигая искусство, вы начнете глубже воспринимать жизнь и все ее уникальные аспекты. У каждого свой, неповторимый взгляд на вещи. Каждому есть что сказать, чего не знает никто другой. Все заслуживают возможности выразить себя. Так что берите карандаш — мы начинаем.

 

Основы рисования карандашом: техники для начинающих

Хулио Рейес. Ничто золотое не вечно. 2016. Бумага, графит. 40x35,3 см. Частная коллекция

 

Прежде чем мы начнем

Искусство познается только на практике. Ваша цель — учиться, а не создать шедевр, поэтому не бойтесь испортить рисунок.

 

Запомните следующее:

 

  • В пошаговых уроках каждый следующий этап выполняйте поверх предыдущего, перекрывая его. Или отрабатывайте любой этап по своему выбору.
  • Рисуйте бледными линиями. Сначала берите твердый карандаш, который легко стереть, если вы сделаете ошибку. Тупым мягким карандашом упражняйтесь в каллиграфии, варьируя толщину линии (подробнее о карандашах см. ниже).
  • На первом этапе проводите несколько ориентировочных линий, а не одну точную. Всё лишнее можно потом стереть.
  • Не углубляйте тон сразу, мы будем делать это постепенно.
  • Чтобы получилось хорошо, не торопитесь. Впопыхах легко упустить что-то важное. За один сеанс заканчивать не обязательно. Отложите альбом, если устали, и вернитесь к рисунку позже.
  • Ошибки — не проблема, а важный этап процесса. Страх сделать или увидеть ошибку тормозит прогресс.

Материалы

Вам нужны только карандаш, ластик и точилка. В качестве цветных карандашей возьмите сепию или умбру.

 

Подойдет любой карандаш, даже обычный канцелярский НВ (ТМ). Я начинаю рисовать карандашом средней твердости (Н или НВ): им можно набрать достаточно темный тон до того, как переходить к более мягким. При покупке карандаша смотрите на маркировку: Н (Т) — твердый, В (М) — мягкий. Чем больше цифра перед буквой, тем тверже или мягче грифель и, соответственно, светлее или темнее линия. Механические карандаши удобны тем, что их не нужно точить.

 

Ластик на конце карандаша портит бумагу, поэтому им надо работать аккуратно, а лучше приобрести белый пластиковый ластик или клячку.

 

Копирование работ известных мастеров

Проверенный способ научиться рисовать — копировать знаменитые произведения искусства. Мы учимся говорить, общаться и делать другие элементарные вещи в таком раннем возрасте, что потом не помним, как это произошло. Я научилась готовить, наблюдая за тем, как мама каждый вечер готовила ужин. Многие навыки усваиваются только в рамках подражания. В искусстве этот принцип тоже действует: студенты работают ассистентами в мастерских.

 

С чего начать учиться рисовать карандашом: материалы и копирование

Альфонс Легро. Эскиз рук. Дата неизвестна. Серебряная игла, грунтованная бумага. 23,4x33,7 см. Метрополитен-музей (дар художника, 1892)

 

В первых художественных академиях студенты сначала копировали рисунки, скульптуры и гипсовые слепки, и только потом их допускали к живым моделям. Такая последовательность — сначала копии, потом собственные произведения — принесла плоды в виде шедевров мирового искусства. Поэтому западная система обучения базируется на копировании.

 

В эпоху Ренессанса благодаря этой методике появились именитые мастера. Такие корифеи, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, изучали тонкости сочетания натурализма с идеализмом на греко-романских скульптурах, внося свежую струю в искусство своего времени. Копирование практиковали не только студенты, но и зрелые мастера. Эжен Делакруа писал в своем дневнике о Питере Пауле Рубенсе: «Рубенсу было больше пятидесяти лет, когда он писал короля Испании, при этом в свободное время он копировал в Мадриде шедевры итальянских мастеров. В юности он очень много занимался копированием. Эта методика... много дает для развития навыков».

 

В XIX веке стали популярными печатные сборники произведений искусства. Винсент Ван Гог писал брату про учебник Cours de dessin («Курс рисования») Шарля Барга и Жана-Леона Жерома: «Усердие в учебе и регулярное копирование Барга очень продвинули меня в рисовании фигуры. Я научился измерять пропорции и видеть общие контуры, так что, слава богу, казавшееся мне невозможным постепенно становится реальностью. Я уже не чувствую себя беспомощным перед лицом природы, как раньше». Книга недавно переиздана и до сих пор считается отличным подспорьем начинающим художникам.

 

Цель упражнений — не бездумная имитация, а обретение свободы творчества по мере развития навыков. В основе этой лежит тот же принцип: мы учимся, подражая. Попробуйте испытанную методику копирования и посмотрите, что получится. Позже это поможет вам рисовать всё, что вы пожелаете.

 

С чего начать учиться рисовать карандашом: материалы и копирование

Шарль Барг. Согнутая мужская рука. Литография из Cours de dessin (Goupil & Cie, 1866), вклейка I, 23