Штрихование с помощью линейки

В этом упражнении мы предлагаем попрактиковаться в рисовании теней, используя только штриховку, состоящую из линий, нарисованных по линейке. Этот способ рисования теней выглядит так, как будто на рисунок наброшена драпировка. Он представляет собой штриховку, состоящую из параллельных линий, пересекающихся под разными углами. Это техника широко используется в гравюре и офорте, где с помощью линий получаются различные тона.

 

Ниже предлагаем вам потренироваться самостоятельно на приведенных примерах. Материалы для упражнения: линейка, графитовые карандаши (HB, 2B и 4B) и ластик.

 

Планирование сохранения участков белой бумаги

Прежде чем вы начнете планировать расположение областей тени, необходимо ясно представить себе форму изображаемого предмета. Важно тщательно разделить области тени и освещенные, светлые участки. Линии, разделяющие эти области, пригодятся вам, когда вы начнете выполнять уже первую штриховку.

 

Штрихование с помощью линейки

Начальный набросок — это линейный рисунок с линиями, разделяющими запланированные светлые и темные участки. Необходимо не только изобразить контуры отдельных элементов, но и нарисовать границы участков тени внутри внешних контуров. Это позволит с самого начала распланировать оттенки теней на рисунке, используя эти линии в качестве границ участков одного тона.

 

Штрихование с помощью линейки

Нанесение линий, пересекающих предыдущую штриховку, меняет эффект, созданный первой штриховкой. Когда новые линии проводятся поверх предыдущих, возникают области нового, более темного, тона.

 

Штрихование с помощью линейки

Поначалу тональный эффект достигается путем нанесения карандашом HB близко расположенных параллельных линий по всей поверхности рисунка, за исключением тех областей, где свет достигает максимальной яркости. Только эти участки остаются незаштрихованными.

 

Штрихование с помощью линейки

Чтобы добиться постепенного увеличения глубины тона, нужно перед нанесением каждого нового слоя штриховки решить, какие места мы будем заштриховывать. На этих участках ранее выполненные слои штриховки остаются, их заштриховывать не нужно — они будут контрастировать с новым, более темным, слоем линий.

 

Штрихование с помощью линейки

Всегда следует работать только остро заточенным карандашом — в противном случае линии будут слишком толстыми и закроют слишком большую часть белой бумаги.

 

Постепенное углубление темных тонов

Постепенное углубление темных тонов достигается наложением слоев линий, проведенных под разными углами. Этот эффект усиливается, если использовать более мягкие карандаши и осуществлять большее давление на грифель.

 

Штрихование с помощью линейки

Чтобы получить более яркие тона, нужно выполнить несколько новых слоев штриховки, на этот раз вертикальными линиями, используя графитовый карандаш твердости 2B. В каждом новом слое оставляются все более широкие участки, свободные от заштриховывания, — там будут только результаты предыдущих штриховок.

 

Штрихование с помощью линейки

Добавляя более яркую штриховку, выполненную с помощью карандаша 4B, можно заметить четкий контраст с областями среднего тона, которые теперь представляют собой более светлые области. Пришло время тщательно поработать над морщинистой текстурой тыквы, используя небольшие тональные пятна, нарисованные поверх предыдущих слоев штриховки.

 

Штрихование с помощью линейки

На готовом рисунке обнаруживается широкий диапазон градаций тона. Становятся видны нюансы, достижимые с помощью этой техники. Стол выглядит более светлым, поэтому на его поверхность были нанесены только три различных типа штриховки. Рисунок Альмудены Карреньо.

 

Штрихование с помощью линейки

Наложенные друг на друга тесные ряды линий сливаются, если смотреть на них издалека, создавая искусные градации тона.