Тени в рисунке и тонирование

В этой статье мы рассмотрим различные аспекты использования тени в рисунке. Обратим внимание на варианты тонирования изображений в зависимости от поставленной задачи.

 

Тени в рисунке и тонирование

 

Структурирование теней в рисунке

Для того чтобы уметь правильно тонировать, нужно научиться визуализировать различные тональные области предмета — то есть имеющие сходный тон, отличающий их от других участков. Это помогает, когда нужно работать с плоскостями различной степени густоты темного тона, как если бы мы имели дело с четко определенными геометрическими областями.

 

Структурирование теней в рисунке

 

Создание карты оттенков

Изображение краев теней различными вариантами тона является удобным способом их структурирования. Но сначала следует создать карту отличающихся по яркости тонов. Чтобы использовать этот метод, необходимо соблюдать три основных принципа описанные ниже.

 

Структурирование теней в рисунке

1. Для объединения областей разного тона и придания рисунку связанности используйте линии, проведенные в различных направлениях, или разные по яркости тона.

 

Структурирование теней в рисунке

2. Сохраняйте разницу между областями ярких тональных контрастов с четко очерченными краями и малоконтрастными областями, характеризующимися нечеткими краями.

 

Структурирование теней в рисунке

3. Сохраняйте блики. Очень важно не потерять участки светлых тонов — блики желательно передавать белизной самой бумаги.

 

Рисование блоками

Можно нарисовать светлые и темные участки тона, не обращая внимания на его оттенок. При этом нужно разбивать рисунок на однотонные темные и светлые блоки — это поможет проанализировать распределение областей темного тона на рисунке.

 

Структурирование теней в рисунке

Очистите ластиком некоторые области в небе и в нижней части рисунка, что поможет определить форму здания. Теперь можно включить блоки теней, которые привнесут в рисунок новый оттенок.

 

Структурирование теней в рисунке

Можно использовать эту технику составления теней из блоков при рисовании любого ландшафта — нужно просто рисовать темные тени, соответствующие темным областям пейзажа.

 

Структурирование теней в рисунке

Рисование темных областей так, как если бы они были монохромными темными тенями, позволяет автоматически выявить светлые области, которые останутся белыми.

 

Структурирование теней в рисунке

При работе над тем же самым рисунком используется и очищение некоторых участков ластиком, что позволяет открыть светлые области на сером однородном фоне. Этих светлые области — негативные пространства. Нужно выстраивать изображение предмета, используя свет, а не тени.

 

Закрепление в пространстве с помощью теней

Тень как элемент конструкции

Тонирование одинаково используется в любой технике рисования, поскольку является основой для построения фигур, определяет их структуру и дает информацию о формах объектов. Кроме того, оно помогает подчеркнуть физический облик объектов и их расположение в пространстве.

 

Тень как основа живописи

В основе западного искусства лежат тени. Его истоки — силуэты на стенах пещеры. Однако прошли века, искусство перестало быть «фиксированием тени» и превратилось в рисунок, использующий тень наряду с другими средствами представления объекта.

 

Тени в рисунке и тонирование

Включение тени в рисунок помогает сделать изображение более живописным.

 

Силуэт

В начале XIX века стали очень популярны силуэты — однотонные изображения в виде тени. Несмотря на то что при их создании не использовались светлые участки, лицо в профиль легко узнаваемо.

 

Тени в рисунке и тонирование

Голова в профиль. Тень позволяет уловить форму при помощи тонового контраста.

 

Тень предмета

Тень усиливает объективную и осязаемую концепцию объекта и позволяет понять его как единое целое и увидеть составляющие его части. Простое появление тени на любом предмете определяет визуальное соотношение предмета и его окружения. Везде, где свет попадает на объект, возникают тени — они необходимы, чтобы показать части, оказавшиеся в тени, придать им форму и большую материальность.

 

Тени в рисунке и тонирование

 

Тени в рисунке и тонирование

Если мы сравним два рисунка, то увидим, что натюрморт с тенями выглядит более реалистичным и плотным, чем тот, который нарисован одними линиями.

 

Падающая тень

Тень на рисунке выглядит эффектно, потому что она представляет собой искаженное изображение предмета. Кроме того, она помогает закрепить предмет в окружающем пространстве и понять расположение источника света.

 

Тени в рисунке и тонирование

Падающая тень представляет собой отображение предмета на поверхности.

 

Тени в рисунке и тонирование

Протяженность и направление падающей тени могут многое сказать об источнике света и расположении предмета по отношению к нему.

 

Однородный тон

При наложении первого слоя тонирования тень должна быть ровной и однородной. Равномерное тонирование может быть выполнено посредством нанесения нескольких тщательно продуманных слоев тона углем, мелом или графитовым карандашом. Равномерное тонирование дополняет информацию, предоставляемую линиями, и придает рисунку большую реалистичность и объемность.

 

Тени в рисунке и тонирование

Тонирование обеспечивает линейному рисунку большую реалистичность. Несколько областей однородных серых тонов создают контраст, необходимый для того, чтобы можно было различать углубления и выступы в фасаде.

 

Живописная тень

Тень как изобразительная категория

Линия — это уникальная и отличительная черта рисунка. Тень разбивает границы, сглаживает контуры и сводит на нет профили. Линия уступает тени, это суть живописи. Именно поэтому тень возводит рисунок в ранг живописного произведения.

 

Строительные блоки

Тень — это отсутствие света. Ее также можно определить как «относительную темноту, вызванную прерыванием поступления солнечного света». Для художника тени — это строительные блоки, которые используются для создания убедительной иллюзии целого из отдельных элементов картины.

 

Тени в рисунке и тонирование

Если выделить области тени, рисунок выглядит как конструкция, состоящая из блоков различных оттенков.

 

Могущество древесного угля

Уголь — это материал для рисования, наиболее близкий к живописным. Это монохроматический инструмент, который способен воспроизвести большой диапазон тонов и фактур — от заполнения больших областей темными, бархатистыми оттенками, до проведения тонких, изящных линий. Древесный уголь также позволяет быстро заполнить крупные участки рисунка темными тонами, полностью покрывая бумагу. Кроме того, его можно легко стереть пальцем, тряпкой или ластиком.

 

Тени в рисунке и тонирование

Древесный уголь обеспечивает яркий черный цвет и фактуру, напоминающую живопись.

 

Отрицание границ

Тень сводит на нет границы фигур, тем самым оживляя рисунок и создавая определенное ощущение атмосферы. Кроме того, тонирование обеспечивает глубину и объем, а также помогает предметам сливаться с фоном.

 

Тени в рисунке и тонирование

В линейном рисунке тень смягчает границы и снижает четкость изображения. Этот прием отлично подходит для рисования растительности.

 

Тени в рисунке и тонирование

Тонирование может быть выполнено нюансами цвета (А) или с помощью градации тона (Б), штриховки (В) или сфумато (Г). В последних двух случаях линейные границы между областями разного тона размыты наиболее сильно, контур, ранее образованный линией, сильно искажается.

 

Рисование с использованием малого числа оттенков

Самый простой процесс для того, чтобы начать создавать тени, — рисовать, используя ограниченный диапазон тонов. Для того чтобы заполнить темные, средние и светлые участки рисунка, можно использовать всего два или три тона. Полученный схематический рисунок — хорошая отправная точка для рисования новых теней, деталей и внесения поправок.

 

Тени в рисунке и тонирование

При рисовании пейзажа можно начать с выделения блоков тени, окрашенных всего в три оттенка серого цвета: темно-серый, средне-серый и светло-серый.

 

Тени в рисунке и тонирование

На этом эскизе, состоящем из областей разного тона, при заполнении теней использовалось всего несколько оттенков цвета, полученных путем изменения направления линий перекрестной штриховки.