Тон в рисовании тела человека

Тогда будьте ближе к природе. Тогда попробуйте, как первый человек на земле, сказать о том, что Вы видите и чувствуете, и любите, с чем прощаетесь навсегда.

Райнер Мария Рильке. Письма к молодому поэту

 

Свет днем и тьма ночью создают ритм жизни, так укоренившийся в подсознании, что мы даже не думаем о нем. Свет разоблачает, делает видимым окружающее пространство, придает вещам вес и объем, а темнота таится в тенях. И то и другое важно для искусства, поскольку без контраста мы ничего не увидим.

 

Ранее мы рассматривали линию, форму и объем, а теперь переходим к тону, или светотени. Тон — диапазон оттенков от белого до черного, как на монохромных фотографиях. На этапе моделировки тона мы отделяем свет от тени и решаем тон фона (если он будет).

 

Любой освещенный предмет имеет три тона:

 

  • свет;
  • тень;
  • полутень.

Мы начнем с первых двух. Позже займемся полутенью — проработкой перехода от света к тени, — но сначала разделим светотень предмета на большой свет и большую тень, которые станут основой для следующего этапа.

 

Самое сложное для начинающих рисовальщиков — объединить все детали в целое. Не понимая, что главное, а что второстепенное, они добавляют ненужные элементы, которые портят композицию. Тональный эскиз дает представление о том, что из натуры стоит включить в произведение. При должном умении вы не бездумно копируете тон: он становится элементом композиции, задает настроение работы и направляет взгляд по изображению.

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Стивен Боман. Другие голоса. 2015. Бумага, графит. 61x45,7 см. Частная коллекция

 

Тональная композиция

Процесс создания произведения искусства идет от общего к частному, от крупных форм к мелким. Мы начинали рисунок с линии движения и постепенно уточняли его измерениями. По той же схеме мы будем работать с тоном: разметим крупные пятна света и тени, а переходы между ними оставим на потом.

 

Сначала мы складываем светотеневые градации натуры в крупные формы, как пазл. В композиции именно тона образуют запоминающийся узор, издалека привлекающий внимание зрителя. Сначала делим будущий рисунок на свет и тень. Пятна теней ограничены сломами формы — границами между полутенью и самой темной тенью. Их прорабатывают максимально подробно прямой штриховкой чуть темнее границы тени. Ваша задача на этом этапе — максимально обобщить форму, сохраняя нюансы силуэта.

 

Разметив тени, покройте их светлым тоном. Воздушность тени лучше всего показать гладко, без дробных бликов. Визуально тень почти ничего не весит и едва заметна на листе. Позже вы усилите объем рефлексом, а пока достаточно обозначить слом формы. Примеры тональной композиции есть в пятом этапе «Геракла маркиза Лансдауна» Джона Сэмюэла Эйгара и четвертом этапе «Хольгера» Тенайи Симса (см. здесь), а также на рисунке Гарольда Спида в статье о построении фигуры человека.

 

На этой стадии уже приблизительно понятно, как будет выглядеть законченная работа. Стоит еще раз проверить детали перед тем, как переходить к завершению. Иногда внешнее сходство зависит от мелочей. Отступите на несколько шагов назад и быстро перемещайте взгляд между рисунком и натурой, сверяя формы теней.

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Джульетта Аристид. Иса. 2017. Тонированная бумага, уголь. 61x45,7 см

 

Штрихование теней

Посмотрите на упрощенные формы теней на рисунках Эфраима Рубенштейна «Сара XXI» и «Сара XXIII». Сначала тонируйте область тени однородно, а потом углубляйте тон, уточняя формы.

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Эфраим Рубенштейн. Сара XXI. 2000. Бумага, сангина, 20,3x30,5 см

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Эфраим Рубенштейн. Сара XXIII. 2000. Бумага, сангина. 20,3x30,5 см

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Стивен Ассаэль. Штудия мужского торса. 2016. Тонированная бумага, уголь, мел. 61х45,7 см

 

Полутени: неспешное искусство моделировки формы

Привыкнув работать без модели, каким бы замечательным ни был изначальный замысел, не добиться непринужденности великих мастеров, потому что они интерпретируют увиденное — даже самое привычное — по-своему.

Эжен Делакруа

 

Вы сгруппировали все тона композиции по крупным пятнам — светлым и темным. Контраст привлекает взгляд, но в рисунке пока нет объема. Округлости фигуры графически передают полутенями — плавными переходами от бликов к теням на коже. Это мягкие градации света на рельефе человеческого тела. Полюбуйтесь на плавные тональные переходы на рисунке Алексея Стила «Далекий всполох полной луны».

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

 

Моделировку формы многие ошибочно опускают из-за якобы излишнего внимания к деталям, но именно они придают элементам окружающего мира характер и индивидуальность. Мелкие формы тела на этом этапе уже не детали, а неотъемлемые аспекты личности и жизни человека. Возможно, больше никто и никогда не увидит его в таком ракурсе и освещении. Это как любовь, но не к людям вообще, а к отдельному человеку.

 

Несколько лет я занималась только быстрыми зарисовками, не более трех часов на одну позу. Энергию и динамику ставила превыше всего. Но потом поняла, что рискую скатиться в клише и однообразие. Чтобы рисовать натуру, а не свое представление о ней, надо перестать спешить и начать смотреть внимательно.

 

Объем — это в первую очередь свет, и точно изобразить его впопыхах не получится. Творчество зиждется на неторопливом наблюдении, и чем внимательнее мы, тем самобытнее наше видение. Будьте ближе к природе, изучайте натуру, погружайтесь в реальность и не спешите. Стремясь побыстрее пройти начальный этап, вы проглядите много ошибок. Художник совершенствуется в кропотливом труде. Медленный прогресс означает, что мы развиваем собственное видение и учимся, а не бездумно копируем. Свой стиль не обрести в суете. Будьте собой и идите к творческой зрелости своим путем и в своем темпе.

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Джульетта Аристид. Нина. 2012. Тонированная бумага, уголь, сепия. 61x45,7 см. Частная коллекция

 

Моделировка формы с помощью тона

При работе с моделью обязательно используйте направленный свет, из окна или от лампы. Объем лучше всего выявляется точечным источником, который обычно ставят чуть выше и правее или левее модели. Несколько источников света дают множественные тени, усложняющие процесс.

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Джульетта Аристид. Эрик (построение и законченная работа). 2017. Тонированная бумага, уголь и сепия, белила. 61х45,7 см

 

Как вы помните, сначала мы распределяем тональные пятна преимущественно прямыми штрихами, чтобы четко обозначить слом формы. Изгибы линии слома формы указывают на изменение направления плоскостей и подразумевают наличие тональной разницы. Далее мы кладем на тени светлый тон, чтобы их было лучше видно, после чего ищем и исправляем ошибки. Только убедившись в правильности построения, начинайте работать тоном. То, что на наброске сойдет за интересную особенность, на законченном рисунке превратится в непреднамеренное уродство. Чем подробнее вы планируете прорабатывать рисунок, тем внимательнее надо быть с самого начала.

 

Начинайте моделировку формы с небольшой и сложной части тела. Это скорее расположит вас к неспешной и вдумчивой работе, чем участки с большой поверхностью света и тени. Двигайтесь от слома формы к свету, постепенно вылепливая форму. Кладите штрихи по форме тела, а не вдоль слома формы. Каждый слой тона соответствует шагу тональной шкалы. Шаг за шагом вы изобразите все выпуклости и впадины кожи, покрывающей мышцы, кости и хрящи.

 

Даже правильно выбранный тон между светом и тенью может показаться слишком темным на белом фоне листа. Однажды я смотрела демонстрационный сеанс художника Джейкоба Коллинза. Поначалу фигура выглядела почти черной, но на законченном рисунке тон оказался идеальным. Чем подробнее разбор полутеней, тем объемнее рисунок. Разница в тонах на теневой поверхности тела проявляется с помощью мягкого рефлекса. Тень всегда можно осветлить, если нужно усилить рефлекс или проработать какую-нибудь деталь.

 

Моделировка формы — своего рода медитация. Мы не восхищаемся чужими умениями, а совершаем собственные открытия, медленно следуя невидимым нитям рассуждений. Мы учимся воспринимать все части человеческого тела — и любых других предметов — как уникальные и достойные исследования.

 

Тон в объемном рисунке

Дорисуйте тональную шкалу, руководствуясь образцом, и придайте сфере объем. Начинайте со светлого тона и постепенно углубляйте его в тенях. В завершение проработайте переход от тени к свету. Фон можно не рисовать. Подробнее о переходе света и тени мы говорили в статье про объемный рисунок.

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Дэмиен Лидс. Сфера. 2010. Бумага, уголь. 20,3х25,4 см

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Тональная шкала — ряд или колонка из девяти квадратов с градацией тонов от черного до белого. Девять квадратов приблизительно соответствуют полутонам освещенного предмета

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Коллин Барри. Учебный рисунок черепа. 2009. Бумага, уголь. 61х45,7 см

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Амайя Гурпид. Задумчивость. 2016. Тонированная вручную бумага, графит, мел, черный карандаш Конте и гуашь. 43,2x43,2 см

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Иван Лалиашвили. Без названия. 2009-2010. Бумага, сепия. 50x40 см

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Ричард Твиди. Без названия (учебный рисунок). 1894. Бумага, уголь и карандаш. 62,2x47 см

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Кевин Мюллер. Джимбе. 2017. Бумага, графит. 61х45,7 см

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Пьер-Поль Прюдон. Стоящая обнаженная, вид сзади. 1785-1790. Голубая бумага, уголь, белый мел. 61x34,9 см. Бостонский музей искусств

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Неизвестный французский художник. Без названия. XIX век. Бумага, уголь. 61x47 см. Коллекция Джордана Сокола и Амайи Гурпид

 

Тон в рисовании тела человека: свет, тень, полутень

Джульетта Аристид. Адель. 2015. Тонированная бумага, уголь, белила. 61x45,7 см