Тональные области в рисовании пейзажа

Основой любого контраста является воспринимаемая зрителем разница между двумя тональными областями. Хорошее упражнение для изучения построения теней включает в себя разбиение объекта на различные, четко очерченные тональные области. Это позволяет создать рисунок, используя плоскости тени, как если бы мы работали с картой оттенков.

 

Ниже мы привели пример пейзажа для того, чтобы вы смогли попробовать его повторить и потренироваться в разделении рисунка на тональные области. Материалы для упражнения: графитовые карандаши HB, 2B, 4B и 6B, ластик.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

 

Первоначальный набросок

Чтобы получить правильный первоначальный рисунок, нужно сделать очень приблизительный набросок ландшафта и еще один, более подробный — рисунок скопления зданий. Дома должны быть хорошо нарисованы, и следует обращать особое внимание на высоту крыш и правильное расположение фасадов.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Первый набросок должен быть достаточно схематичным. Графитовым карандашом HB рисуются примерные контуры гор на заднем плане. Очень легко нажимая на карандаш, начинайте рисовать дома, накладывая прямоугольные формы одну на другую.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Изобразите окончательный контур гор, немного сильнее надавливая на тот же карандаш, утончите линии горного хребта. Каждый из домов рисуйте по одинаковой геометрической схеме, не добавляя большого количества деталей.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Рисунок самих домов требует большего внимания. Их надо нарисовать довольно точно, прямыми четкими линиями, но пока опуская детали и текстуру стен.

 

Обобщенное тонирование

Создание тональной шкалы позволяет сократить множество различных оттенков, видимых на объекте, до небольшого числа. Эта процедура начинается с разделения тонов на две группы: светлые — для изображения отдаленных плоскостей ландшафта, а также средние и яркие — для рисования деревни. Работа идет от общего к частному и начинается с самых широких областей ландшафта.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Графитовым карандашом HB, который надо держать под небольшим углом, выполните общее тонирование рисунка, чтобы обеспечить начальный тон. Это будет самый светлый серый цвет, используемый в композиции. При этом нужно сохранить белизну фасадов, на которые падают лучи солнечного света.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Поверх ранее наложенного слоя тона нанесите немного более темный тон на область растительности на заднем плане, за исключением некоторых небольших участков в горах. Таким образом, всего два оттенка серого цвета понадобятся для того, чтобы выделить группу домов на заднем плане.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Рисование домов в деревне разными оттенками серого цвета — самый медленный и трудоемкий этап работы, потому что каждый фасад следует затонировать оттенком, отличным от тех, которыми закрашены соседние дома. Если удастся добиться контраста между всеми освещенными фасадами зданий, значит работа проведена грамотно и эффективно.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Чтобы показать форму и текстуру растительности более близко расположенной растительности, следует создать тональную шкалу: темно-серые тона в нижней части деревьев, промежуточный тон в центре и светло-серый — в верхней части.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

По мере того, как стирается грифель карандаша, пальцы приближаются к его кончику и нагревают грифель, который из-за этого размягчается и становится более липким и плотным, что немного затрудняет создание светлых тонов.

 

Тональные шкалы и контраст

Чтобы рисунок не получился фрагментарным, что помешало бы общему восприятию композиции, нужно, чтобы изменение тонов выполнялось достаточно плавно, а не поэтапно и резко.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Яркие тональные контрасты проемов и оказавшихся в тени фасадов определяют форму и рельеф каждого здания. Каждая стена и крыша должны быть окрашены с плавной градацией тона; последовательность этих градаций обеспечивает визуально насыщенное и очень активное единство.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Завершите тонирование фасадов и подчеркните архитектурные детали с помощью тонального контраста. Рекомендуется использовать всего несколько тонов, чтобы избежать фрагментации композиции и нарушения гармонии рисунка.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Добавляя новые слои тона графитовым карандашом 4B, окрасьте деревья в нижней части рисунка. Нанесите новый равномерный слой тона на горы на среднем плане, оставляя небольшие блоки тона внизу, чтобы немного облегчить это пространство. Этот новый слой тона позволит сильнее выделить очертания домов.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

На этом этапе работы поверхность бумаги покрывается большим количеством графита. Чтобы не размазать рисунок рукой и для удобства, защитите рисунок листом бумаги.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Плоскости фасадов резко отличаются один от другого благодаря резким изменениям тона. Этот контраст необходим для того, чтобы дома не стали однородной плоской массой.

 

Тональные области в рисовании пейзажа

Сделайте темнее основание гор на заднем плане с помощью двух широких однородных серых пятен с неровными контурами. Теперь можно считать рисунок законченным. На его создание ушло несколько часов, потому что рисунок с использованием полноценной тональной шкалы требует терпеливой проработки оттенков и деталей. Рисунок Габриэля Мартина.

 

  1. Чередование тонов имеет решающее значение для получения эффекта трехмерности и правильного изображения неровностей ландшафта.
  2. Когда элементы рисунка накладываются один на другой, следует иметь в виду один ключевой момент — насыщение бумаги пигментом. Бумага достигает своей максимальной точки насыщения, когда ее поры полностью забиты и больше не принимают пигмент. Это определяет самый темный тон, на который способна эта бумага. Таким образом, следует определить максимальную степень насыщенности бумаги, используемую для создания самого темного тона, которого можно достичь — на этой основе формируется тональная шкала.
  3. Использование для рисования травы в нижней части рисунка тонов немного разных оттенков создает мягкие, легкие и сдержанные переходы цвета.